Среди первозданной природы в 620 км от Дели находится череда удивительных храмов. Они поражают воображение мастерством постройки и количеством статуй, покрывающих буквально каждый сантиметр внешних стен и внутренних помещений. Храмы Кхаджурахо в Индии внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО, привлекают огромное внимание ученых и туристов.
Что известно о храмах любви?
Храмы любви в Индии вызывают большое количество вопросов, не давая даже малейшей подсказки о том, где искать ответы на них. Прежде всего, возникает вопрос, почему постройки настолько обособлены, вокруг нет никаких признаков других зданий, включая дворцы или жилые кварталы.
Храмовый комплекс состоял из 85 зданий, соединенных между собой переходами или общими стенами. Потрясающие в своей красоте и реалистичности эротические сцены, воспроизведенные в камне с проработкой всех деталей стали настоящим гимном искусству любви. Считается, что «Камасутра» является описанием брачной церемонии и последующей недели свадьбы бога Шивы и Парвати.
Расположение храмов на карте Индии
История появления храмов Кхаджурахо
Изначально было возведено 85 храмов, сохранилось 25. О том, что их было гораздо больше, поведали найденные руины.
Вызывает сомнение факт, что комплекс имел только религиозное значение, но других версий пока не существует.
Документальных подтверждений, эскизов, чертежей или описаний построек тоже не найдено. Все гипотезы о смысле, предназначении, сроках постройки сооружений строятся только на археологических данных, полученных в ходе раскопок.
Само название переводится как «финиковая пальма». Комплекс был окружен высокой стеной, внутрь вели 8 ворот, украшенных изображениями этих деревьев. Он занимал площадь в 14 кв.км.
Существует версия, по которой храмы были построены приблизительно в 950-1050 гг., на что косвенно указывает возраст самых древних построек. В это время неподалеку располагался город Калинжар, бывший столицей государства, где правила династия Чандела.
Достоверных фактов о процессе постройки, имен зодчих или правителя, при котором были возведены храмы любви в Каждурахо, история не сохранила. Их заменила романтичная история о прекрасной дочери священника-брахмана и боге Луны Чандре. По легенде, с небесной высоты увидел он, как купается в озере девица невиданной красоты и сошел к ней. Он их связи родился мальчик с божественной кровью, впоследствии ставший царем и построивший 85 храмов, в скульптурах которого запечатлел историю любви родителей. Ребенка звали Чандраварман, он стал основателем правящей династии.
В 12-14 веках во время вторжения мусульман храмы были разграблены, некоторые уничтожены, а само место предано забвению, поскольку откровенностью скульптур оскорбляло их взоры. Джунгли быстро захватили покинутое место, покрыв зеленым ковром следы былого величия.
Возвращение из глубины веков
Неизвестно, как сложилась бы судьба храмов Кхаджурахо, если бы не произошло их повторное открытие британским военным инженером Томасом Бертом. В 1836 году он случайно обнаружил постройки и многочисленные руины, оставшиеся от остальных зданий. Работа по их реставрации, освобождению от растительного плена велась долго. В 1923 году стало доступно наследие веков, почти 600 лет спрятанное от людских взоров.
Храмы Кхаджурахо частично открыты для посещений, работают музеи археологии и народного искусства Адиварт.
При осмотре сооружений рекомендуется придерживаться движения правым плечом к ним, поскольку именно эта сторона считается осененной божественным касанием.
Особенности архитектуры храмов Кхаджурахо
Большинство их них посвящены Шиве, Парвати, Вишну. Второстепенные постройки, небольшие по размерам, были возведены в честь местных богов-хранителей или благосклонных к людям духов.
Они значительно отличаются от традиционных образцов индийской архитектуры. Подобно древним пирамидам, сооружения четко ориентированы по сторонам света, установлены на специальных постаментах, возведены без использования скрепляющего раствора. На основании располагается конструкция купольной формы, имитирующая горную цепь на которой, по легендам, обитают боги.
Кроме того, они отличаются компактностью, отсутствием стен вокруг основных построек, вытянутыми силуэтами, наличием открытых галерей, большим количеством скульптур и барельефов, расположенных в несколько рядов.
Независимо от величины здания, они построены по одному плану:
- вход;
- галерея-вестибюль;
- центральный зал;
- святилище.
Как и для большинства культовых индийских построек, материалом послужил песчаник. Он достаточно податлив в обработке, но даже этот факт не объясняет, каким образом блоки в 20 тонн были подняты на высоту в 30 м. и филигранно установлены в специальные пазы.
Большинство барельефов и скульптурных групп носит отчетливый эротический характер, остальная часть относится к бытовым темам, демонстрирует сцены охоты, земледелия. Ряды скульптур четко выверены по горизонтали, масштабу. Создается впечатление, будто их создавали единым движением резца. Перемычки между барельефами тоже украшены каменной резьбой в более мелком масштабе. Несмотря на то, что некоторые части фигур сколоты, раскрошились от времени и воздействия ветра, большая часть уцелевших украшений поражает точностью и реалистичностью воспроизведения. Они наполнены жизнью, многие скульптуры запечатлели момент движения.
Храмовые постройки расположены 3 группами. Они возведены на расстоянии нескольких километров, что явно имеет сакральное значение, но его смысл тоже пока скрыт от исследователей.
Восточная группа
Она включает 3 индуистских храма и 4 джайнских. Хануман знаменит статуей бога-обезьяны, достигающей 2,5 м. в высоту и надписью, датированной 922 годом. Она считается одной из самых древних в храмовом комплексе.
Храм Брахмы тоже относится к самым старым, изображение над входом указывает на то, что изначально он был посвящен Вишну. Неплохо сохранились здания, посвященные Ваману и Джавари.
Южная группа
В ее составе до нашего времени дошли всего 3 храма:
- Дуладео, отличающийся введением деревянных элементов;
- Чатурохуджа, где полностью отсутствуют статуи и барельефы эротического направления;
- Биджамандала, находящийся в процессе раскопки.
Западная группа
В ней находятся самые крупные, хорошо сохранившиеся сооружения. В их число входят храмы:
- Вараха;
- Лакшми;
- Лакшмана;
- Деви Джагадамба;
- Читрагупта;
- Парвати;
- Вишванат;
- Нанти.
Здания, находящиеся на внешней стороне ограждения, в большинстве представляют живописные руины.
Кандарья Махадева
Вход в западную группу считается самым крупным и хорошо сохранившимся. Его архитектура богата и довольно необычна, сочетая в себе элементы нескольких стилей. Украшением служат 900 скульптур, одиночных или объединенных в группы. Они изображают животных, музыкантов, танцовщиц, мифических персонажей, воспроизводят бытовые, батальные сцены. Доминирует эротическая составляющая, за что храм часто называют «Камасутрой в камне».
Входы во внутренние помещения, расположенные на западной и восточной сторонах, представляют собой миниатюрные крылечки, к которым ведут длинные лестницы. Шпиль вознесся на 31 метр над основанием. Его украшают 84 башенки, выполненные в виде миниатюрных копий храма.
Внутренние помещения
Устройство внутреннего пространства едино. Сразу от входа посетители попадают в мандалу, предварительное помещение. Его украшение составляют барельефы и несколько колонн или их имитаций, слегка выступающих из стен. Особенностью является круговая гирлянда из камня. Орнамент сплетен из растений, влюбленных пар, фигур мифических животных.
Оттуда нужно пройти в основной зал. В центре установлен постамент, где размещена скульптура или символическое изображение бога. Стены и частично своды купола покрыты барельефами, художественными изображениями. Потолок расписан геометрическими фигурами. В период расцвета многие детали интерьера были покрыты золотом, но после набегов захватчиков от них ничего не осталось, кроме скульптурных композиций, выполненных с удивительным мастерством. Без золотого облачения они смотрятся более реалистично.
Скульптуры храмов Кхаджурахо
Для удобства восприятия все фигуры можно разделить на 5 видов:
- религиозные, установленные в строгом порядке;
- боги и их окружение, выполненные в каноническом и свободном варианте;
- апсары и сурасундари, женские воплощения полубогов и духов, танцующие или занимающиеся повседневными делами;
- светские скульптуры, изображающие музыкантов, правителей, семейные пары, влюбленных;
- животные, характерные для Индии и мифические, среди которых часто встречаются изображения слонов, обезьян, птиц, кабанов.
В сюжетах четко просматриваются 2 начала: мужское и женское. Согласно тантрическому принципу космос состоит из 2 типов энергии. Только в совокупности обретается гармония и целостность мира. Несмотря на реалистичность фигур, в них скрыт определенный символизм. Основным действующим лицом является женщина. Она изображена во множестве жизненных ситуаций: глядящая в зеркало, баюкающая ребенка, беседующая с подругами, погруженная в многочисленные заботы по дому.
Второй доминантой становятся выражения плотской любви. Красота обнаженного тела чтилась не только в Древней Греции. Соразмерность и гармония воспевались во многих культурах Древнего мира, включая Индию.
Сложные скульптурные композиции имели охранное значение. Воплощая в изображении сложные взаимоотношения людей, богов и демонических сущностей, они создавали своеобразные лабиринты, отгоняя врагов рода человеческого. Красота и гармоничность изображений создают материализованную в камне созидающую энергию любви.
Храмы Кхаджурахо представляют собой уникальный комплекс, сохранившийся, благодаря удивительному искусству мастеров прошлого. В его архитектуре воплощен принцип единства Вселенной, гармония души и тела. Скульптурные композиции, выполненные с высоким уровнем мастерства, иллюстрируют все аспекты жизни во всем их многообразии.
Для перемещения по храмовому комплексу удобнее всего арендовать велосипед, территория внушительная и пешие прогулки довольно утомительны. Для посещений комплекс открыт с 9 утра до 17 часов вечера.